Сервер Правительства Хабаровского края Хабаровский край. Официальный информационный портал. Управление ФНС России по Хабаровскому краюпортал "Открытый регион"  

 

02 декабря 2016 г.

Информация о механизмах действий предпринимателей при проведении проверок

ПАМЯТКА

о формах и способах защиты прав предпринимателей

Нарушения прав предпринимателей могут быть выражены в следующем:

1. Отказ в удовлетворении законных требований о государственной регистрации или выдаче специального разрешения (лицензии) состоит в информировании обратившегося с просьбой лица о состоявшемся официальном решении. При этом оно должно быть окончательным и не основанным на нормах действующего законодательства.

2. Уклонение от государственной регистрации, выдачи специального разрешения (лицензии) выражается в деятельности, направленной на несоблюдение требований нормативных правовых актов, регулирующих порядок обозначенных процедур. Здесь идет речь об умышленном затягивании установленных сроков государственной регистрации или выдачи специального разрешения.

3. Под ограничением прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно — правовой формы понимается незаконное уменьшение правоспособности этих лиц.

Органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами права предпринимателей могут быть ограничены следующим:

1) принятием правовых актов, которыми ограничиваются права и законные интересы предпринимателя.

2) исполнением государственных и муниципальных функций в сфере организации контроля (надзора), предоставления услуг, осуществления разрешительных, лицензионных, регистрационных и других процедур в отсутствие необходимого правового регулирования (в первую очередь в отсутствие соответствующих регламентов) либо на основании правовых актов, содержащих незаконные положения, нарушающие права предпринимателей.

3) проведение должностными лицами правоохранительных органов незаконных внепроцессуальных проверок.

4) необоснованное проведение органами контроля (надзора) многочисленных проверок в отношении одного лица в течение непродолжительного периода времени.

5) проведение внеплановых выездных проверок без согласования с органами прокуратуры.

6) нарушение законодательства при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (например, незаконное изъятие документов, неправомерное наложение административных штрафов, внесение необоснованных предписаний, исполнение которых практически невозможно).

7) деятельность лицензирующего органа, повлекшая приостановление действия лицензий на осуществление отдельных видов деятельности;

8) ограничение свободы предпринимательской деятельности, нарушение принципов обеспечения конкуренции, открытости и прозрачности вследствие нарушения законодательства при осуществление закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

4. Иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, под которым подразумевается неправомерное влияние на них.

Контроль со стороны органов государственной власти и местного самоуправления над предпринимательской деятельностью

Основным нормативным актом, определяющим порядок проведения проверок и меры по защите прав и законных интересов предпринимателей, является Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

ПРОВЕРКИ:

Плановые

Внеплановые

Основание проведения — ежегодный план проведения плановых проверок органа контроля (надзора), размещенный на официальном сайте контролирующего органа в сети Интернет либо доведенный до сведения заинтересованных лиц иным доступным способом. Ежегодный сводный план проведения плановых проверок размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации http://genproc.gov.ru

Также планы контролирующих органов, осуществляющих деятельность в Хабаровском крае, размещаются на официальном сайте прокуратуры области:

http://prokuror.hbr.ru

Основание проведения:

-истечение срока исполнения хозяйствующим субъектом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения (согласование с органами прокуратуры не требуется);

- поступление в контролирующие органы обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (требуется согласование с органами прокуратуры);

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (требуется согласование с органами прокуратуры);

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены) (согласование с органами прокуратуры не требуется);

- приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (согласование с органами прокуратуры не требуется).

Уведомление проверяемого лица о проведении плановой проверки хозяйствующие субъекты уведомляются контролирующим органом не позднее, чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения, посредством направления копии распоряжения или приказа органа контроля (надзора) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Уведомление проверяемого лица о проведении выездной внеплановой проверки хозяйствующий субъект уведомляется контролирующим органом не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Исключение:

Не требуется уведомления о внеплановой выездной проверке проводимой:

- в связи с поступлением в органы контроля (надзора) информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения или причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

- если в результате деятельности хозяйствующего субъекта причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

Сроки проверок

Срок проведения проверки не может превышать двадцать рабочих дней.

В отношении одного субъекта предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов — для малого предприятия и пятнадцать часов — для микро-предприятия в год.

В исключительных случаях срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, микро-предприятий не более чем на пятнадцать часов.

Срок проведения каждой проверки в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней.

Как вести себя, если к Вам пришел проверяющий?

В первую очередь необходимо знать, что при проведении проверок должностные лица органов контроля не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в Ваше отсутствие или в отсутствие Вашего представителя.

Исключение составляют случаи проведения проверки по основанию причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Выездная проверка начинается с предъявления проверяющими лицами служебного удостоверения. Проверка должна проводиться теми должностными лицами, которые указаны в распоряжении (приказе) о проведении проверки, с которым Вас обязаны ознакомить и вручить под роспись его копию.

Перед проверкой Вас должны ознакомить:

- с документом о согласовании ее проведения с органом прокуратуры (если такое согласование требуется);

- с полномочиями проводящих проверку лиц, целями, задачами, основаниями проведения проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

По закону Вы обязаны предоставить проводящим проверку должностным лицам возможность ознакомиться с перечисленными в распоряжении документами, а также обеспечить доступ проводящим проверку должностным лицам и участвующим в ней экспертам на территорию, в используемые здания и помещения, к оборудованию, транспортным средствам, перевозимым грузам и иным объектам, подлежащим проверке.

По результатам проверки должностными лицами контролирующего органа, проводящими проверку, составляется акт.

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах. Один экземпляр с копиями приложений вручается проверяемому лицу под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. При отсутствии указанного лица, а также в случае его отказа дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается проверяемому лицу либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

При несогласии с актом проверки либо выданным предписанием об устранении выявленных нарушений, хозяйствующий субъект в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий контролирующий орган в письменной форме возражения (при необходимости с приложением документов).

Права проверяемого лица:

• непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

• получать от контролирующего органа, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законом;

• знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

• в случае несогласия с актом проверки, в течение 15 дней с даты получения акта представить в контролирующий орган в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений;

• обжаловать действия (бездействие) проверяющих лиц, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица либо индивидуального предпринимателя при проведении проверки.

• на возмещение вреда, причиненного юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям вследствие неправомерных действий (бездействия) должностных лиц контролирующих органов, включая упущенную выгоду (неполученный доход);

• привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

Обязанности проверяемого лица:

• юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;

• предоставить должностным лицам контролирующего органа, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки;

• обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам;

• вести журнал учета проверок по типовой форме, который должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя.

За воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля статьей 19.4.1 КоАП РФ установлена административная ответственность.

Ограничения при проведении проверки.

Проверяющие не вправе:

• проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, от имени которых действуют эти должностные лица;

• осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя;

• требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

• отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами, методами исследований, испытаний, измерений;

• распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

• превышать установленные сроки проведения проверки;

• осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.

Грубые нарушения, влекущие признание результатов проверки недействительными:

• отсутствие оснований проведения плановой, внеплановой выездной проверки;

• проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок;

• отсутствие согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки;

• нарушение срока уведомления о проведении проверки;

• привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не аттестованных в установленном порядке граждан;

• нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства;

• проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

• истребование документов, не относящихся к предмету проверки;

• превышение установленных сроков проведения проверок;

• непредставление акта проверки;

• участие в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки.

Результаты проверки, проведенной с указанными нарушениями, не могут являться доказательствами допущенных хозяйствующим субъектом нарушений и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Куда обратиться, если нарушен закон?

Если Вы полагаете, что при проведении проверки или в иных случаях должностные лица органа контроля (надзора) своими действиями (бездействием) нарушают Ваши права и законные интересы, Вы вправе их обжаловать и обратиться с соответствующим заявлением (жалобой):

- к вышестоящему должностному лицу органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в порядке ГПК РФ ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ;

- в Арбитражный суд Хабаровского края, суд общей юрисдикции, в судебном порядке в соответствии с КоАП РФ, АПК РФ, ГПК РФ, п. 4 ст. 21 Федерального закона № 294-ФЗ;

- к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае в порядке п. 4 ст. 21 Федерального закона № 294-ФЗ и ч. 1 ст. 9 Закона Хабаровского края от 27 ноября 2013 года № 324 «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае» (по адресу: г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского д. 24, оф. 22, тел. 8 (4212) 32-44-42; Е- mail: ombudsmanbiz27@mail.ru;

- в органы прокуратуры по месту нахождения органа контроля (надзора), в порядке ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», тел.32-41-70.

Если Вы усматриваете в действиях должностных лиц, препятствующих законному осуществлению предпринимательской деятельности признаки какого-либо должностного преступления (превышение, злоупотребление должностными полномочиями, связанное с корыстной или иной личной заинтересованностью, вымогательство взятки и т.п.), Вы вправе обратиться с заявлением:

- в любой территориальный отдел полиции, в порядке п.1 ст.12 Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции»;

- в органы Следственного комитета Российской Федерации по месту нахождения государственной либо коммерческой организации, чьими незаконными действиями нарушены Ваши права либо по месту Вашего нахождения, в порядке ст.11 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации».

Назад

© 2017 Администрация Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края
Создание сайта: ХКЦИТТ